«А кто сказал, что дело сделано?» (Андрей Ситников)

«А кто сказал, что дело сделано?» (Андрей Ситников)


«А кто сказал, что дело сделано?» (Андрей Ситников)

От бурных событий, давших начало «Русской весне» в Севастополе, нас отделяют четыре года. «Слишком мало, чтобы что-то забыть», — скажет оптимист. «Уже целых четыре года? Надо же, как в другой жизни: почти ничего и не помню» — ответит ему пессимист. Как бы там ни было, эти дни в конце февраля 2014 года — уже достояние всемирной истории. И если мы себе сейчас позволим что-то или кого-то забыть, пострадает то, что обычно называют исторической справедливостью.  Опыт изучения истории подсказывает: первыми забудут то, о чем молчат, и тех, о ком молчат. Вспоминаем вместе с одним из организаторов самообороны Севастополя Андреем Ситниковым.

Биография:

Андрей Викторович Ситников родился 20 мая 1971 года в Севастополе. В 1988-1989 гг. служил в ВВ МВД СССР, в 1994 -2000 гг.  — ЧФ РФ.  Окончил Одесскую национальную юридическую академию по специальности «хозяйственное право».  Руководил рядом производственных предприятий и организаций.  В 2008-2014 гг. — председатель общественной организации «Город Севастополь». В настоящее время — председатель правления общественной организации «Блокпост Севастополя».  Женат, воспитывает детей.

— Андрей Викторович, всем известно, что человека героем или предателем, великим или ничтожным часто делает один день, один миг. Нужен только критический момент, слом, толчок. В вашем случае — это 23 и 24 февраля 2014 года. Но что до этого было?

— Знаете, я какого-то толчка не ощутил. Просто настал именно момент, когда пришло время реализовать то, что зрело не только лично во мне, но и во всех севастопольцах за долгие годы. Кто бы что ни заявлял задним числом, наш город никогда не был украинским. В моей судьбе были разные этапы борьбы за «русский мир» для Севастополя. И стычки с ныне запрещенной в России шайкой националистических уголовников под названием «меджлис», и охрана памятника Екатерине Великой, и организация футбольных турниров для детей — тут надо назвать имя Евгения Репенкова — когда мы раздавали ребятам российскую символику, российские флажки... А в 2013 году мы организовали в Севастополе  фотовыставку «Чудо рождения» — как родители радуются своим только-только появившимся на свет малышам. Думаю, многие видели эти снимки, выставленные в окнах нашего ДОФа. Все это были шаги в лоно Матушки-России. Когда в Киеве власть захватили нацисты, мы морально были готовы встать и бороться. Без раскачки.

— С удивлением услышал, кстати, что в числе призвавших горожан на площадь Нахимова 23 февраля 2014 года был севастопольский благочинный. Насколько я владею информацией, в Симферополе духовенство вело себя более чем осторожно...

— Слово пастыря всегда исключительно важно — для человека искренне верующего особенно. И в любом случае наш благочинный действовал с благословения правящего архиерея. Хорошо, что он позвал. Хорошо, что мы услышали и пришли. Повторюсь, не время было взвешивать и раздумывать.

— Вот мы часто жалеем, что не знаем имени того, кто изобрел колесо. Не знаем, как звали того, кого осенило, что можно писать не сложными картинками, а простыми буквами. Но там — даль веков. У нас — всего четыре года. Кто первым подал идею создания самообороны в Севастополя, идею расстановки блокпостов на всех подступах к городу?

— Вы учтите, что Севастополь — это непобедимая память двух великих оборон. Что всем вы здесь росли на бастионах, на оборонительных рубежах. Это все впитывается с воздухом, с материнским молоком. Это было великое общее решение. Тут нужно либо называть всех, либо не называть никого. Да, 24 февраля, у здания горсовета, я призвал севастопольцев создать полноценные блокпосты, но на авторство идеи я, конечно, не претендую. Это действительно был общий порыв.

Я живу в Верхнесадовом, это рубеж на дороге к Севастополю. И все соседи призывали тогда нас: объединяйтесь, закройте чужакам доступ в город. Само местное население подало идею создания семи блокпостов, которые, кстати, появились не одновременно.

— Хочется вот что для себя понять: насколько серьезна была угроза применения силы со стороны нового киевского режима и насколько самооборона и блокпосты могли этой угрозе противостоять?

— На блокпостах ориентировочно несли боевое дежурство 700 человек. В случае реальной угрозы это число могло бы и удвоиться, и утроиться. Уже не секрет, что было у нас огнестрельное оружие, которое мы потом сразу сдали, когда ситуация нормализовалась. Давайте вспомним и самооборону, и ветеранов, которые пошли с агитацией по воинским частям, и роль духовенства, и казачество, и «Ночных волков», которые координировали самооборону, и «вежливых людей», и моряков Черноморского флота. Были, если помните, даже сербы. Конечно, нам приходилось быть готовыми к любому повороту событий.

— До появления вечером 26 февраля «вежливых людей», как сказал один из моих собеседников, город ходил по лезвию ножа. Так?

— Да, было непросто. Но нам, к примеру, хватило собственных сил явиться к Юлию Мамчуру на «Бельбек» и объяснить ему, что ни один украинский борт больше не взлетит и не сядет.

— Сергей Киселев, известный симферопольский политолог, на днях грустно заметил, что грандиозный народный энтузиазм тех дней осторожные чиновники «слили в пустоту». Свидетельствую: в Симферополе все произошло именно так. Но неужели и в Севастополе не звучала фраза «мавр сделал свое дело, мавр может уходить»?

— А кто сказал, что дело сделано? Идет информационная война, идет духовная битва. Многое из того, что вроде бы не всегда заметно, вроде бы незначительно, разрушает наши моральные устои, подрывает патриотизм, покушается на веру и историческую правду, вносит деструктив в общество. К примеру: мы заметили, что летом, когда мы вспоминаем о крещении Руси князем Владимиром, когда отмечаем День России, в городе появляются порнозвезды, какие-то колдуны, им устраивают выступления... Поневоле задумаешься о том, кому и зачем это нужно. Да и место ли всяким сатанистам и мистикам в Севастополе? Конечно, нужен не декоративный, а вполне рабочий, наделенный полномочиями орган, поставивший бы заслон всей этой небезопасной халтуре.

— Вообще хочу сказать, что в обществе большой и неудовлетворенный пока запрос на нравственность, историю, патриотизм.

— Одной из целей нашей общественной организации как раз и является работа по повышению престижа службы в армии и патриотических органах. Мы часто встречаемся с учащейся молодежью — школьниками, кадетами, курсантами. Рассказываем, конечно, о событиях «Русской весны». Но не только — говорим о славных традициях, об истории, вспоминаем, например, как спасало Русь в период Смуты ополчение Минина и Пожарского, вдохновленное призывом святого патриарха Гермогена.  Регулярно организуем для молодых севастопольцев военно-спортивные игры.  В этом году проводим акцию «Дерево имени героя». На малой родине героев, имена которых сегодня, к сожалению, не очень известны, в школах будем высаживать деревья и устанавливать таблички с соответствующей информацией. У всех на слуху громкие имена Нахимова, Корнилова, Истомина. Но почему забыт иеромонах Иоанникий, герой обороны Севастополя, не только слуга Христов, но и мужественный воин, награжденный за свои подвиги уникальным для духовного лица орденом Св. Георгия 4-й степени? Современники были восхищены его мужеством — отец Иоанникий (Савинов) был из крепостных крестьян, так граф Шереметев дал вольную его матери и родственникам, а государь Александр II наградил отца Иоанникия орденом Св. Анны 3-й степени, увы, посмертно. Разве это не нужно знать нашим детям?  Так и с героями Великой Отечественной войны — необходимо вспомнить всех. С директорами ряда школ мы уже имеем договоренности, и Правительство города Севастополя эту нашу инициативу поддержало.  Мы активно помогаем правоохранительным органам  — это тоже наше уставное требование, боремся с распространителями наркотиков. Очень сложные вопросы охраны экологии сейчас у нас в центре внимания — но это уже совершенно особая тема.

— Не могу обойти вопрос о Ваших мечтах.

— На днях в соцсетях переписывался с товарищем, с которым служил во внутренних войсках МВД. И очень хочется встретиться с ним и с другими нашими ребятами именно там, где служили, — в Таллине. Он мне пишет: «Вряд ли тебя с наградами за Крым туда пустят». Вот я и мечтаю о том, чтобы с наградами за Крым мы спокойно могли встречаться в Таллине. И не только там.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова

Возврат к списку