«Каждый должен делать свою работу, выкладываясь на 100%» (Светлана Скребец)

«Каждый должен делать свою работу, выкладываясь на 100%» (Светлана Скребец)


«Каждый должен делать свою работу, выкладываясь на 100%» (Светлана Скребец)

Один из самых плодотворных в творческом плане выводов, которые мне удалось сделать за четверть века работы в журналистике, заключается в том, что любую тему лучше всего освещать «с человеческим лицом» — писать не о заводе, а о том, кто там работает, не о проблеме, а о том, кто и как ее решает, не о спектакле, а о том, кто и как его поставил и кто его сыграл. Если из журналистики выпадает человек, она превращается в нечто холодное, рассудочное, даже скользкое. При этом сами журналисты вниманием коллег не избалованы. И это очень зря.

Биография:

Светлана Скребец родилась 2 апреля 1979 года в Севастополе.

В детстве с родителями жила в Петропавловске-Камчатском-53 ( база подводных лодок). Окончила с отличием Симферопольское музыкальное училище им .П.И.Чайковского по классу скрипки.

В 2001 году получила диплом специалиста в Таврическом Экологическом институте (Симферополь) по специальности «журналист печатных и электронных СМИ». На телевидении — с 1998 года; с августа 2000 года — на СТВ, ныне — «ИКС-ТВ». С декабря 2017 года — главный редактор телеканала «ИКС-24». Замужем, воспитывает троих сыновей и дочь.

— Светлана, вы уже почти два десятилетия жизни отдали телевидению в Севастополе. Это немалый опыт. Чему он вас научил?

— Самый главный вывод: мир стремительно меняется, жизнь меняется и каждый день ставит новые, все более сложные задачи, и годы, отработанные на ТВ говорят разве что о верности профессии. Опыт не должен застывать в виде стереотипа, штампа. Пришли новые времена, с новыми требованиями, новыми методами и идеями — и от того, насколько быстро тележурналист учится, насколько точно он улавливает дух перемен, насколько он готов работать в новом русле, зависит успех его труда. Вот это самое главное. Опыт учит только тому, что его нужно постоянно обновлять и совершенствовать. Иначе окостенение и, как следствие, творческая деградация. Никому архаика, даже качественная, на экранах не нужна.

Не надо думать: ах, раз я двадцать лет работаю на ТВ, значит, я все знаю, все умею, все могу и не смейте мне говорить, как надо. Если журналист готов меняться и учиться — вот тогда он в самом деле профессионал. Конечно, есть какие-то принципиальные, стержневые моменты, глубинные ценности, через которые не переступают. При этом все остальное должно изменяться, обновляться, улучшаться. Это жизнь, все развивается стремительно...

— Те перемены, которые произошли на «ИКС» за последние год с небольшим, как вы их оцениваете? Как вас они коснулись?

— Самый большой мой страх был в том, что если мне доверили новый фронт работы — а мне его доверили, речь идет о канале «ИКС-24» — я уйду в тот, старый опыт, о котором мы только что говорили, и это будет снова СТВ. Такое, как уже было, как нас когда-то учили...

— Прекрасно понимаю вас... Старый опыт иногда как чемодан без ручки...

— Сейчас, когда я принимаю какое-то важное решение, я прежде всего советуюсь с теми, чьим мнением я дорожу, чья оценка для меня особо важна: это будет правильно? это будет хорошо?

Пришла принципиально новая, молодая, полная свежих идей и оригинальных планов команда, которая многогранно подошла к творческому процессу, охватила своим вниманием практически каждый этап работы, даже то, что считается мелочами, не осталось без внимания, все шлифуется, доводится до состояния, близкого к идеалу. Теперь создано принципиально новое телевидение, и передо мной стоят принципиально новые творческие задачи. Чтобы «картинка заиграла», каждый должен делать свою работу, выкладываясь на 100%. Исхожу именно из этого.

— В чем заключается эта новизна?

— Просто отвечу, как практик. Как было в свое время на СТВ? Кого поймал — того в эфир потащил, чем больше, тем лучше. Пусть будет! Иногда такой подход давал плюсы, но чаще всего получалась просто каша. Впрочем, все это воспринималось — для регионального ТВ — совершенно нормально... В российской глубинке региональные телеканалы все еще так подчас и работают. Есть же такая шутка: боюсь из города уехать — ТВ узнает, сюжет снимет... Новостей слишком мало, начинается высасывание из пальца, следовательно, халтура. И к этому быстро привыкают и журналисты, и зрители.

А нам так работать просто нельзя. Пришла новая, сильная команда, которой такая работа просто не нужна. Команда, которая учит нас в куче шелухи искать и находить зерно. Пусть оно будет маленькое. Но оно будет самое лучшее — жемчужинка, изюминка. И в каждом направлении нашей общей работы этот принцип реализуется, конечно, по-разному.

Совершенно изменился подход к новостийным сюжетам. Я очень люблю новости, много лет работала на новостях. И видела разную подачу новостей, разные принципы их отбора. У нас прежде всего ушло мелкотемье. То, как наши новостийщики работают сейчас, — и интересно, и непривычно.

А у меня самой, как у ведущей тематических программ, задача неизменна — помочь человеку, гостю в студии максимально раскрыться. Этому нигде не научат...

— Точно: такое умение или дано, или нет.

— И еще очень важно чувствовать веяние времени. Сейчас телевидение очень многое себе позволяет — мы это видим на федеральных каналах. Я не готова к тому, чтобы в эфире людей можно было оскорблять, унижать. У меня другие принципы. И то, что делается на нашем» ИКС-ТВ», мне нравится гораздо больше: мы идем от уважения к человеку, к его работе, его убеждениям. Мы стараемся понять и помочь. И кто скажет, что это устарело?

Я вернусь к разговору о новизне. Всему сейчас уделяется очень строгое внимание: и если какая-то работа не устраивает редакционный совет, в эфир она никогда не попадет. Вот это отношение к качеству на 100% достойно всяческого уважения. Это если говорить о принципах работы, которые мы видим в течение последнего времени.

А если вести разговор о техническом перевооружении, то я за последние 20 лет работы на ТВ такого вообще никогда не видела. Сколько в самый краткий срок сделано! Чтобы переоборудовались кабинеты, создавались новые студии, приобреталась современная техника, даже названий которой я не знаю, но постоянно вижу в работе... Да об этом еще недавно не приходилось и мечтать!

И самое главное. С приходом нового руководства решился вопрос, который, кажется, не мог решиться никем и никогда... Я ведь помню, как мы держали круговую оборону, как нас выгоняли из нашего здания, как приезжали высокопоставленные гости и обещали все решить «в течение недели»... Появляется молодая команда, которая работает на энтузиазме и творческих амбициях. Ставит цель. Добивается реализации. И вот у нас уже есть новое помещение. Не просто помещение, какие-то комнаты, нет! Это шикарное строение у моря, где места хватит всем нашим подразделениям, где будет видовая студия... Вот в таких случаях люди говорят: «Мечты сбываются».

— В традиционном понимании «ИКС» — телеканал. За год создано нечто большее.

— Гораздо большее, я бы сказала. Не побоюсь слова «империя», но это, может быть, пока претенциозно звучит. Создан медиахолдинг! За год! Ответ на всю критику и всем критикам: вот вам год сроку, сделайте в незнакомом городе нечто подобное. Судите сами: два телеканала — «ИКС» и «ИКС- 24». Мы — «ИКС-24» — пока делаем только самые первые свои шаги, но чувствуем огромную поддержку нашего руководства — и добрым советом, и людьми, и техникой. Далее: радио. В Севастополе, если кто не знает, популярно проводное радио — имеет свою нишу, своих слушателей, люди за проводное радио платят. Мало того, звонят, требуют осветить тот или иной вопрос — вот это отдача! Запущено в работу радио-FM. Тоже набирает обороты. Инфрмагентство! Не только сайт, объединяющий все наши структуры, где можно найти все. Это еще громадная работа корреспондентов и авторов, которую просто трудно переоценить.

— У меня был опыт работы в очень больших, структурно сложных организациях. Там обычно отношения между разными отделами и службами в лучшем случае никакие, в худшем — почти враждебные. Как на «ИКСах»?

— Когда мы переедем в свое новое здание, подобного рода проблемы исчезнут сами собой. Да и сейчас ничего такого нет. Наша редакция «ИКС-24» работает в одном помещении с информагентством — полное взаимопонимание, дружба, взаимовыручка. Наша студия — со студией FM-радио. Та же картина. Есть идея совместного проекта «ИКС-24» и FM-радио. Но не буду пока всех секретов открывать...

От людей многое зависит. У нас очень здоровые отношения в коллективе. Это тоже достижение последнего времени.

— О коллективе и кадрах не могу не спросить.

— Ушли те, кто не захотел меняться и учиться. Да разные могут быть причины, в том числе сугубо бытовые. Дня нет, чтобы наша почта не получала резюме от желающих трудоустроиться.

Если говорить про «костяк» коллектива — остались люди, преданные делу, получающие от работы колоссальное удовольствие. Работает именно команда — снизу доверху.

Есть такое хорошее правило: на слова надо отвечать словами, а на поступки — поступками. Начальство, конечно, может нас критиковать, это не всегда нравится. Но смотрим по делам: реальная забота о каждом члене команды, и понимание, и поддержка, и помощь. Шаг за шагом. На добро хочется отвечать добром.

Да за год сделано столько, сколько не было сделано за предшествующие двадцать лет. И для дела, и для конкретных людей. А корон на головах у нас никто себе не отращивает. У нас царей нет — все пахари...

— В заключение: ваши личные творческие планы каковы?

— Скажу так: творческие планы у меня, конечно, есть. Но в этом и заключается секрет командной работы: я никогда не ставлю свои творческие планы на первое место. Всегда смотрю, насколько они будут вписываться в общую концепцию. Какой-то, может быть, и яркий кусочек не должен нарушать общий пазл. Вот тогда наш бриллиант и засверкает всем гранями, только эти грани должны быть обработаны в едином стилистическом решении и безукоризненно. И если я увижу, что кто-то мою идею сможет реализовать лучше, чем это сделаю я сама, — так тому и быть. Это и есть команда.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова

Возврат к списку