Уже писал это и еще раз с удовольствием повторю: «столичные» («третья столица России!») амбиции Севастополя подкрепляются исключительно насыщенной культурной жизнью города, причем тон задают наши прославленные театры. «Луначарский» буквально потряс «Мастером и Маргаритой» и тут же, следом, выдал феерические «Кьоджинские перепалки», вызвавшие бурные споры у всех, кто сей спектакль видел. «Лавренев» в конце ноября представит на строгий суд нашего искушенного зрителя комедию «Амуры в снегу»: русский XVIII век, Денис Фонвизин — можно сейчас только предвкушать, насколько это должно получиться стильно, ярко и интересно. Нечто совершенно удивительное готовит и ТЮЗ, поэтому так мудрено было перехватить режиссера накануне премьеры... Но нам это удалось. — Я знаю, что уже все билеты на премьерный показ проданы? — Да, мне сказали, что все билеты проданы. Дополнительный спектакль даже придется давать. — Осень — время премьер. Ноябрь — 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, пройти мимо этой даты — не уважать себя... Но почему «Ася»? — Ну да, не «Записки охотника», конечно, и не «Отцы и дети». Но в школьной программе «Ася» есть. — И ее «проходят». Как в свое время, кстати, «прошел» и я... — Ничего не меняется! И миллионы других «пройдут» точно так же. Без существенного ущерба для себя. Так вполне может показаться. Но знаете, как говорят: глаз сильнее уха! Конечно, ни на каком уроке не дадут того, что можно увидеть и понять только в театре. А человек, далекий от русской классики, ворует у самого себя, не говоря уже высоких слов о невежестве, безграмотности и ударе по национальной самоидентичности... Если мы, театр, в этом можем помочь, то и слава Богу — значит, такова и есть наша задача: пробудить интерес. Почему именно «Ася»? Знаете, видимо, так на небе звезды сошлись... Все не случайно в этой жизни. Я начала писать инсценировку в июне, а премьеру тогда планировали на 27 ноября. Потом перенесли на 17-е. Оказалось, что и Тургенев начал писать эту повесть в июне... — ...И писал он ее долго. — Совершенно верно! Как раз до 27 ноября! Уже 30-го он ее передал в «Современник», печатать. Это был 1857 год. Он писал «Асю» в самый кризисный период жизни. Тургенев тогда болел, испытывал не только физические, но и душевные терзания. И вообще хотел тогда расстаться с литературным трудом. А ведь сам сюжет был рожден в единый миг... — Два окна в маленьком домике... — На какой-то лодочке, в Германии, проплывая по Рейну... Да, увидел домик и два окошка — в нижнем окне была старуха, а из верхнего выглядывала молодая девушка... И тут же родился сюжет. Он сам признается, что писал эту повесть, обливаясь слезами. Тут даже спорить никто не будет: всё здесь, в «Асе», очень автобиографично. — Не знаю, мне кажется, что любой писатель пишет прежде всего о себе. Помните, Флобер говорил: «Госпожа Бовари — это я!» — Или о себе, или о тех, кто близок. Ася, дочь барина и служанки, в повести — сильная девушка, способная на смелый поступок. Она искренна, она честна. Она борется за свое счастье — и ей отведено очень мало времени на это... Конечно, тут перед глазами у Ивана Сергеевича Тургенева была его собственная незаконнорожденная дочь — Полина Брюэр. И, возможно, его незаконнорожденная сестра — Варвара Житова. Видимо, это все очень глубоко и мучительно переживалось им, долго и тяжело лежало на сердце. А потом в один миг сложилось в сюжет — достаточно было лишь какого-то смутного внешнего намека, как те два окошка, в крохотном городке на Рейне. — Но «Ася», как я думаю, менее всего повесть о социальных проблемах. — Конечно, главная тема — любовь. Так, как Тургенев воспел женщину, как он понял глубину женского характера, так, наверное, ни один другой русский писатель не смог бы. И низкий поклон Ивану Сергеевичу за это. Я уверена, что романтика любви и сегодня не угасла... — Вот поэтому я осмеливаюсь перебить Вас и задать такой вопрос: насколько «Ася» современна? Поймут ли ее наши, нынешние? — Когда все искренне, когда все честно, когда все по-настоящему, без фальши и вранья... Поймут! Надеюсь, нет, даже уверена, что наши актеры с этим справятся. Это не может не тронуть. При всех условностях театра: все настоящее, подлинное равнодушным никого и никогда не оставит. А у Тургенева, при всем его романтизме, все подлинное и настоящее — прежде всего, я говорю о любви, о чувствах героев. Исключительная психологическая достоверность — полной чашей. Наша задача эту чашу не расплескать. — Вот интересно: там же, в «Асе», собственно, минимум действующих лиц. Отсюда большая нагрузка на актера — он постоянно как под микроскопом. У Вас в спектакле сколько человек занято, трое? — У нас в спектакле занято четыре человека. Автора играют два актера — в этом главная сложность. Не хочу сейчас все наши тайны раскрывать. Нужно спектакль смотреть. Мы даем свою трактовку, с ней могут и не согласиться. Но главный посыл, конечно, адресован молодежи: берегите свое чувство, свою любовь. И, может так статься, что другой любви, другого счастья у вас в жизни уже и не будет! — Коль оно пришло — хватай. Грубо, наверное, звучит? — Да нет... Справедливо. Пришла любовь — держи и не отпускай. И будь осторожен. Не открывай ее тем, кто может разрушить ваши чувства словом или делом. Береги тайны своей любви. Чужое счастье многим покоя не дает — вот это молодым тоже нужно понимать очень хорошо. Есть и зависть, и подлость. И предательство есть, и лицемерие. И соперничество, и бездушие. Не бывает чувства любви ни вчера, ни завтра — только сегодня и сейчас. И это миг. Потерял — не вернешь. Надежда, что потом придет еще... Чаще всего это обман и самообман. Поэтому так в конце жизни и кается в «Асе» автор: не уберег, упустил любовь свою. Не понял, не удержал. Элегия об утраченном, несостоявшемся, ускользнувшем счастье... — Вы высокую планку, я чувствую, своим актерам поставили. — Надо приблизиться к Тургеневу. Мы очень бережно подходим к авторскому тексту — не меняем ни единого слова. Актерам надо жить и чувствовать так, как герои повести. Если сфальшивим — сцена отомстит... Счастье побыть с великим писателем рядом. Сейчас, перед премьерой, сами понимаете, как волнуемся... Конечно, молюсь. Конечно, говорю: помогайте, Иван Сергеевич! — Как с музыкой, с костюмами, сценографией? — Художник-постановщик, Татьяна Борисовна Карасева, придумала нам интересную сценографию: очень лаконичную, черно-белую, как закат жизни автора. А музыка — я соединила чудесную музыку венских вальсов Йозефа Ланнера, как написано у самого Тургенева, с вальсом современного, совсем недавно ушедшего композитора, Олега Каравайчука, мотивом Гагина, брата Аси и антагониста автора. Гагин ломает судьбу Аси. И когда она просит его сыграть вальс, звучат эти ломаные, странные звуки — вроде бы шутка, вроде бы веселье, но любовь уже исключена... В 1879 году Иван Сергеевич Тургенев написал пронзительные строки, ему приснилось, что среди ночи кто-то зовет его по имени: «Ах, это все моё прошедшее, всё моё счастье, всё, всё, что я лелеял и любил, — навсегда и безвозвратно прощалось со мною!» Эти слова не покидали меня все время работы над спектаклем...
Биография
Людмила Евгеньевна Оршанская родилась в городе Александровск-Сахалинский. В 1974 году окончила Дальневосточный институт искусств, где ее наставником был педагог-новатор Петр Ершов, автор труда «Режиссура как практическая психология». В Севастополе Людмила Оршанская служила в театрах им. Б.Лавренева и им. А.В. Луначарского. Вместе с Виктором Оршанским создала театр-студию «На Большой Морской», которая выросла в знаменитый Севастопольский ТЮЗ. Бессменно руководит художественным коллективом этого театра. Лауреат Премии Автономной Республики Крым. Лауреат премии им. М. Кропивницкого Национального союза театральных деятелей Украины (2010). Заслуженный деятель искусств Украины.В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова