«Романтика любви и сегодня не угасла...» (Людмила Оршанская)

«Романтика любви и сегодня не угасла...» (Людмила Оршанская)


«Романтика любви и сегодня не угасла...» (Людмила Оршанская)

Уже писал это и еще раз с удовольствием повторю: «столичные» («третья столица России!») амбиции Севастополя подкрепляются исключительно насыщенной культурной жизнью города, причем тон задают наши прославленные театры. «Луначарский» буквально потряс «Мастером и Маргаритой» и тут же, следом, выдал феерические «Кьоджинские перепалки», вызвавшие бурные споры у всех, кто сей спектакль видел. «Лавренев» в конце ноября представит на строгий суд нашего искушенного зрителя комедию «Амуры в снегу»: русский XVIII век, Денис Фонвизин — можно сейчас только предвкушать, насколько это должно получиться стильно, ярко и интересно. Нечто совершенно удивительное готовит и ТЮЗ, поэтому так мудрено было перехватить режиссера накануне премьеры... Но нам это удалось. — Я знаю, что уже все билеты на премьерный показ проданы? — Да, мне сказали, что все билеты проданы.  Дополнительный спектакль даже придется давать. — Осень — время премьер. Ноябрь — 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, пройти мимо этой даты — не уважать себя... Но почему «Ася»? — Ну да, не «Записки охотника», конечно, и не «Отцы и дети». Но в школьной программе «Ася» есть.   — И ее «проходят». Как в свое время, кстати, «прошел» и я... — Ничего не меняется! И миллионы других «пройдут» точно так же. Без существенного ущерба для себя. Так вполне может показаться.  Но знаете, как говорят: глаз сильнее уха! Конечно, ни на каком уроке не дадут того, что можно увидеть и понять только в театре. А человек, далекий от русской классики, ворует у самого себя, не говоря уже высоких слов о невежестве, безграмотности и ударе по национальной самоидентичности... Если мы, театр, в этом можем помочь, то и слава Богу — значит, такова и есть наша задача: пробудить интерес. Почему именно «Ася»? Знаете, видимо, так на небе звезды сошлись... Все не случайно в этой жизни. Я начала писать инсценировку в июне, а премьеру тогда планировали на 27 ноября. Потом перенесли на 17-е. Оказалось, что и Тургенев начал писать эту повесть в июне... — ...И писал он ее долго. — Совершенно верно! Как раз до 27 ноября! Уже 30-го он ее передал в «Современник», печатать. Это был 1857 год. Он писал «Асю» в самый кризисный период жизни. Тургенев тогда болел, испытывал не только физические, но и душевные терзания. И вообще хотел тогда расстаться с литературным трудом. А ведь сам сюжет был рожден в единый миг... — Два окна в маленьком домике... — На какой-то лодочке, в Германии, проплывая по Рейну... Да, увидел домик и два окошка — в нижнем окне была старуха, а из верхнего выглядывала молодая девушка... И тут же родился сюжет. Он сам признается, что писал эту повесть, обливаясь слезами. Тут даже спорить никто не будет: всё здесь, в «Асе», очень автобиографично. — Не знаю, мне кажется, что любой писатель пишет прежде всего о себе. Помните, Флобер говорил: «Госпожа Бовари — это я!» — Или о себе, или о тех, кто близок. Ася, дочь барина и служанки, в повести — сильная девушка, способная на смелый поступок. Она искренна, она честна. Она борется за свое счастье — и ей отведено очень мало времени на это... Конечно, тут перед глазами у Ивана Сергеевича Тургенева была его собственная незаконнорожденная дочь — Полина Брюэр. И, возможно, его незаконнорожденная сестра — Варвара Житова. Видимо, это все очень глубоко и мучительно переживалось им, долго и тяжело лежало на сердце. А потом в один миг сложилось в сюжет — достаточно было лишь какого-то смутного внешнего намека, как те два окошка, в крохотном городке на Рейне. — Но «Ася», как я думаю, менее всего повесть о социальных проблемах. — Конечно, главная тема — любовь. Так, как Тургенев воспел женщину, как он понял глубину женского характера, так, наверное, ни один другой русский писатель не смог бы. И низкий поклон Ивану Сергеевичу за это. Я уверена, что романтика любви и сегодня не угасла... — Вот поэтому я осмеливаюсь перебить Вас и задать такой вопрос: насколько «Ася» современна? Поймут ли ее наши, нынешние? — Когда все искренне, когда все честно, когда все по-настоящему, без фальши и вранья... Поймут! Надеюсь, нет, даже уверена, что наши актеры с этим справятся. Это не может не тронуть. При всех условностях театра: все настоящее, подлинное равнодушным никого и никогда не оставит. А у Тургенева, при всем его романтизме, все подлинное и настоящее — прежде всего, я говорю о любви, о чувствах героев. Исключительная психологическая достоверность — полной чашей. Наша задача эту чашу не расплескать. — Вот интересно: там же, в «Асе», собственно, минимум действующих лиц. Отсюда большая нагрузка на актера — он постоянно как под микроскопом. У Вас в спектакле сколько человек занято, трое? — У нас в спектакле занято четыре человека. Автора играют два актера — в этом главная сложность. Не хочу сейчас все наши тайны раскрывать. Нужно спектакль смотреть. Мы даем свою трактовку, с ней могут и не согласиться. Но главный посыл, конечно, адресован молодежи: берегите свое чувство, свою любовь. И, может так статься, что другой любви, другого счастья у вас в жизни уже и не будет! — Коль оно пришло — хватай. Грубо, наверное, звучит? — Да нет... Справедливо. Пришла любовь — держи и не отпускай. И будь осторожен. Не открывай ее тем, кто может разрушить ваши чувства словом или делом. Береги тайны своей любви. Чужое счастье многим покоя не дает — вот это молодым тоже нужно понимать очень хорошо. Есть и зависть, и подлость. И предательство есть, и лицемерие. И соперничество, и бездушие. Не бывает чувства любви ни вчера, ни завтра — только сегодня и сейчас. И это миг. Потерял — не вернешь. Надежда, что потом придет еще... Чаще всего это обман и самообман. Поэтому так в конце жизни и кается в «Асе» автор: не уберег, упустил любовь свою. Не понял, не удержал. Элегия об утраченном, несостоявшемся, ускользнувшем счастье... — Вы высокую планку, я чувствую, своим актерам поставили. — Надо приблизиться к Тургеневу. Мы очень бережно подходим к авторскому тексту — не меняем ни единого слова. Актерам надо жить и чувствовать так, как герои повести. Если сфальшивим — сцена отомстит... Счастье побыть с великим писателем рядом. Сейчас, перед премьерой, сами понимаете, как волнуемся... Конечно, молюсь. Конечно, говорю: помогайте, Иван Сергеевич! — Как с музыкой, с костюмами, сценографией? — Художник-постановщик, Татьяна Борисовна Карасева, придумала нам интересную сценографию: очень лаконичную, черно-белую, как закат жизни автора. А музыка — я соединила чудесную музыку венских вальсов Йозефа Ланнера, как написано у самого Тургенева, с вальсом современного, совсем недавно ушедшего композитора, Олега Каравайчука, мотивом Гагина, брата Аси и антагониста автора. Гагин ломает судьбу Аси. И когда она просит его сыграть вальс, звучат эти ломаные, странные звуки — вроде бы шутка, вроде бы веселье, но любовь уже исключена... В 1879 году Иван Сергеевич Тургенев написал пронзительные строки, ему приснилось, что среди ночи кто-то зовет его по имени: «Ах, это все моё прошедшее, всё моё счастье, всё, всё, что я лелеял и любил, — навсегда и безвозвратно прощалось со мною!» Эти слова не покидали меня все время работы над спектаклем...

Биография
Людмила Евгеньевна Оршанская родилась в городе Александровск-Сахалинский. В 1974 году окончила Дальневосточный институт искусств, где ее наставником был педагог-новатор Петр Ершов, автор труда «Режиссура как практическая психология». В Севастополе Людмила Оршанская служила в театрах им. Б.Лавренева и им. А.В. Луначарского. Вместе с Виктором Оршанским создала театр-студию «На Большой Морской», которая выросла в знаменитый Севастопольский ТЮЗ. Бессменно руководит художественным коллективом этого театра. Лауреат Премии Автономной Республики Крым. Лауреат премии им. М. Кропивницкого Национального союза театральных деятелей Украины (2010). Заслуженный деятель искусств Украины.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова

Возврат к списку